Выбор лучших производителей электромобилей для инвестиций
Почему не имеет смысла выбирать лучшего производителя электромобилей?
Это бесполезное занятие. И вот почему.
Что можно купить
- Перегретая до температуры солнца $TSLA
- $BABA инвестирующая в производство электромобилей от двух разных производителей (SAIC и Xpeng),
- $AAPL планирующий выпустить своего убийцу Теслы в 2024 году совместно с Hyundai (серьезно?).
Про Теслу есть отдельный обзор, а что касается Алибабы и яблочной компании - они интересны сами по себе, без учета их электромобильных наклонностей. Держу их в портфеле.
Доступно на внебиржевом рынке (только для квал. инвесторов)
- $NKLA - все что выпустила компания - красивые картинки. Про основателя компании говорят «превратил обман в публичную компанию за $20 млрд». Лучше держаться подальше.
- $NIO - стараются быть как Тесла. Но пока это убыточный китайский стартап.
- $XPEV - еще один убыточный китайский электромобильный стартап. Из интересного - в него инвестирует $BABA.
- $LI - самый перспективный убыточный китайский электромобильный стартап по мнению аналитиков Тинькофф Инвестиции т.к. стоит дешевле остальных и ближе перспектива выхода в безубыток.
Почему я не рассматриваю для покупки эти компании:
- они дорогие (переоцененные)
- они китайские (кроме NKLA) = повышенный риск
- они убыточны = повышенный риск
- это стартапы = повышенный риск
- по бумагам купленным на внебиржевом рынке нельзя воспользоваться льготой долгосрочного владения
Что еще Вы не сможете купить
Давайте взглянем на список производителей электрокаров отсортированный по количеству продаж (см. скриншот).
На первом месте сияет #Tesla, а вот дальше мы видим строй из трех китайских автопроизводителей. Если к ним добавить еще несколько китайских компаний из нижней части списка + NIO, Xpeng и Li, то совокупно они обходят Tesla по продажам в два раза. И это китайцы еще не вышли на мировой рынок, пока продают свои творения в основном на внутреннем рынке.
К сожалению, BYD, BAIC и SAIC недоступны в Тинькофф для покупки даже на внебиржевом рынке. Последняя доступна опосредованно при покупке #baba
Еще одна ложка дегтя для пользователей Тинькофф - даже на внебиржевом рынке недоступны для покупки электромобильные ETF с тикерами IDRV и DRIV.
Почему бесполезно выбирать отдельных производителей
- Рынок электромобилей в целом имеет неясные перспективы до тех пор, пока не будет решена проблема дороговизны аккумуляторов. Сейчас продажи держатся главным образом на гос. субсидиях.
- Рынок электрокаров находится в начальной стадии развития. Успехи Теслы (если их можно так назвать) объясняются не выдающимися качествами производимой продукции, а НИЗКОЙ КОНКУРЕНЦИЕЙ. Легко захватить рынок когда твои конкуренты - три китайские компании.
С ростом конкуренции (а это обязательно произойдет при снижении цен на аккумуляторы) расклад сил на рынке может поменяться кардинально, и сегодняшние лидеры могут стать аутсайдерами. Нельзя забывать и о возможных слияниях и поглощениях. Тойота и другие монстры автомобильного мира пока не включились в эту игру по взрослому.
Резюме
Вишенкой на торте всей электромобильной истории является низкая маржинальность бизнеса по производству электрокаров. Я бы даже сказал, отрицательная маржинальность. NIO, Nikola, Xpeng, Li - все убыточны. Тесла рисует маржинальность 2,5% в течение года.
Можно было бы надеяться на исправление ситуации в будущем, но нельзя.
Производство традиционных автомобилей тоже низкомаржинальный бизнес. Средняя чистая маржинальность в индустрии автопроизводителей составляет всего 1%. Поэтому бум на рынке электрокаров вызывает недоумение. Столько шума ради того, чтобы построить бизнес с маржей в 2 процента?
Это имеет смысл для компаний вроде Apple, Google или, на худой конец, Alibaba, которые строят свои эко-системы. Для них электрокар будет средством продажи более маржинальных продуктов. Но в чем смысл для остальных?
Комментарии