Обзор компании iRobot без шелухи
Обзор бизнеса компании iRobot (производит и продает роботы-пылесосы).
iRobot - американская компания, специализирующаяся на разработке, производстве и продаже робототехники: роботы-саперы, роботы-разведчики, роботы-пылесосы.
Структура выручки
Здесь ничего хитрого:
- 89% - пылесосы вакуумные
- 11% - пылесосы моющие
По регионам:
- 38% продажи в США
- 62% международные продажи
Реальных продаж роботов-саперов и разведчиков в отчетности я не обнаружил.
Прогноз компании по выручке
По итогам 2021 года ожидается рост выручки до $1,7 млрд, против $1,43 млрд в 2020 году. Те. рост должен составить примерно 20%.
Перспективы
iRobot занимает 46% глобального рынка роботов-пылесосов. В компании этим гордятся и называют хорошим плацдармом для будущего расширения. Я вижу в этом больше минусов, чем плюсов:
- В 2016 году доля рынка была 64%. Минус 18% - так себе расширение.
- Занимая половину рынка сложно рассчитывать на кратный рост. Максимум насколько можно вырасти в теории - это на 100%, чего на практике, конечно, не может быть.
С другой стороны, даже теряя долю рынка, компания хорошо наращивает выручку, видимо за счет роста рынка робопылесосов в целом. И это хороший знак - значит, рынок быстро растет, а, значит, очень перспективен.
Просто посмотрите на график прогнозируемого роста рынка роботов-пылесосов. Метафора: в этом пруду рыбы хватит на всех.
У компании интересная бизнес-модель, которую я бы назвал «Пиявка», а компания называет «Политикой укрепления лидерства».
Суть: завлекают клиента интересными функциями по уборке дома, выстраивают отношения с клиентом через персонализацию настроек, после чего начинают требовать алименты… Ой, простите, пытаются выжать дополнительные деньги из клиента через ускоренную замену продукции и дополнительные услуги и сервисы. Подробнее в презентации для инвесторов: https://u.to/I79bGw
Выводы:
- Одинокому мужчине в любом случае придется кому-то постоянно платить: женщине или пылесосу. Видимо в iRobot считают, что бесплатно сосать (грязь), никто не должен.
- У компании интересные перспективы и интересная бизнес-модель с потенциально высокой маржинальностью за счет тактики пиявки. Правда в структуре выручки я пока не нашел строки с доходом от дополнительных сервисов ?
Риски
Для iRobot я бы сделал особый акцент на проблеме конкуренции. Вот что пишет сама компания: «Нашими прямыми конкурентами являются Ecovacs, SharkNinja, Samsung, Roborock, а также новые участники рынка. Многие конкуренты крупнее по размеру и более диверсифицированы».
С учетом потери 18% рынка за 5 лет - опасения компании насчет успехов конкурентов не напрасны. За это же время Ecovacs нарастила долю с 10% до 17%.
Фундаментальные показатели
✅ Темп роста выручки: высокий. Среднеговодой прирост выручки за последние 5 лет: 19,6%, что в два раза выше среднего по S&P 500.
✅ Рентабельность: выше среднего. ROA = 14%, что выше среднего по S&P 500 (ROA = 6,2%), но ниже среднего по индустрии (21,7%).
✅ Стоимость компании. P/E = 16, что ниже среднего по S&P 500 = 36 и ниже среднего по индустрии (26).
✅ Финансовая безопасность: отлично. Закредитованность всего 28% при норме до 80%. Чистый долг отрицательный - у компании денег больше, чем она должна.
❌ Компания не платит дивиденды и не проводит байбек, НО для небольшой растущей компании это нормально. Спасибо, что без допэмиссии.
Резюме
iRobot хочет стать своего рода Apple в мире робопылесосов, создав собственную замкнутую пылесосную эко-систему и предложив пользователю продукт, от которого сложно отказаться (и перейти к конкурентам). Немного дикая задумка, но что-то в этом есть.
Однако, добавлять компанию в портфель я не стал. Не понял политику менеджмента компании. Также смущает высокая волатильность котировок и высокая конкуренция.
Ребята теряют долю рынка, при этом не берут заемные средства на развитие. Тактика пиявки существует только на бумаге и я не представляю как ее воплотить в жизнь. Ну кто будет регулярно платить пылесосу?
Роботы-саперы и разведчики, похоже, существуют только в промо-видео и каких-то реальных попыток диверсификации продукции и выручки я не обнаружил.
После изучения презентаций и отчетности у меня осталось впечатление, будто менеджмент компании пытался пустить мне пыль в глаза. Я такое не люблю.
Комментарии