Электромобили - какие перспективы? Истерия или дальновидность?
Есть ли смысл инвестировать в компании по производству электромобилей? Драйверы роста и негативные факторы.
Что происходит?
- $BABA и $AAPL начинают экспансию на рынке электрокаров.
- Volkswagen инвестирует 33 млрд долларов в производство электрокаров.
- Рыночная капитализация $TSLA превысила 600 миллиардов долларов. Тесла стала шестой по стоимости компанией в индексе S&P 500. Дороже любого друго автопроизводителя при гораздо меньшем объеме производства.
Очевидно, тема электромобилей сейчас крайне популярна.
Продажи электромобилей выросли с 0 в 2010 году до 2,3 млн штук в 2020 году. По прогнозам аналитиков Bloomberg доля электромобилей от общего числа автомобилей будет расти следующими темпами:
- сегодня меньше 3%,
- до 10% к 2025 году,
- до 28% в 2030 году,
- до 58% в 2040 году.
У аналитиков различных инвестдомов прогнозы примерно схожи с Блумбергом по динамике. Но я бы не спешил им всем верить. Есть опасения, что они не учитывают эффект низкой базы и на волне хайпа рисуют завышенные прогнозы. С 2018 года продажи почти не выросли.
Драйверы роста рынка электромобилей
- Снижение стоимости аккумуляторов. По прогнозам, в недалеком будущем стоимость батарей электромобилей сравняется со стоимостью ДВС традиционных автомобилей. Самые смелые прогнозы говорят, что это произойдет уже в 2022 году. Если это случится, то электромобили станут дешевле своих бензиновых собратьев.
- Увеличение дальности пробега электромобилей на одной зарядке.
- Давление гправительств разных стран, ограничивающих производство и продажу автомобилей с ДВС. Так называемая политика декарбонизации.
- Государственные субсидии на приобретение электромобилей.
- Государственные субсидии производителям электрокаров.
- Государственные инвестиции в зарядную инфраструктуру для электромобилей.
Как видно, из чисто экономических факторов имеется только снижение стоимости аккумуляторов. Все остальное политика. Можно ли полагаться на политику?
Крупнейший рынок электромобилей - Китай (около 50% всех продаж электрокаров). Таковым он стал во многом благодаря государственным субсидиям на покупку электромобилей. В 2021 году минфин Китая сократит субсидии на электромобили на 20%. В 2022 году Пекин планирует ликвидировать субсидии полностью. Опять.
Дело в том, что в 2020 году китайское правительство уже отменяло субсидии, но после того как продажи электрокаров обвалились на 77% решили вернуть поддержку.
Что в итоге?
Рынок электрокаров существует по большей части за счет гос. поддержки, где правительства разных стран пытаются в погоне за экологическими идеалами натянуть сову на глобус. Им придется делать это до тех пор, пока производство и покупка электрокаров не станут экономически целесообразны. Вопрос в том, когда это произойдет. И произойдет ли.
Для этого нужно решить две проблемы:
- Изобрести технологию которая позволит производить аккумуляторы дешево.
- Наладить добычу сырья необходимого для производства аккумуляторов и электродвигателей (литий, цветные металлы) в нужных объемах. Сейчас просто не добывается столько сырья, чтобы производить электрокары в тех же масштабах, что и автомобили с ДВС.
И, если первую проблему теоретически можно решить быстро, то для второй понадобятся годы. Рост цен на сырье может не позволить значительно снизить себестоимость производства электрокаров. Уже сейчас цветные металлы торгуются по очень высоким ценам.
Мое мнение, что традиционные производители автомобилей вроде Тойоты пока не пытаются бежать впереди паровоза не от того, что настолько слепы и не видят перспектив, а от того, что достаточно умны, чтобы подождать пока общий технологический уклад придет к экономической обоснованности производства электромобилей.
Не важно, кто первым изобретет технологию, важно, кто сможет экономически целесообразно ее воплотить в жизнь. Электромобиль был изобретен раньше двигателя внутреннего сгорания, но это не помешало ему быть в забвении целый век.
Комментарии